Разберемся в том, как обозначение моторных масел отражает их характеристики. Данные жидкости служат для смазки двигателей внутреннего сгорания. Они могут применяться для смазки бензиновых двигателей, дизелей или служить средством смазки обоих типов двигателей.
При эксплуатации автомобиля очень важно правильно выбрать моторное масло.
Все современные продукты состоят из основного компонента и присадок, которые улучшают свойства масла. Некоторые масла должны обладать особыми свойствами, например устойчивостью к механической деструкции. Моторы, применяемые в судостроении, должны отличаться влагостойкостью и низкой эмульгируемостью с водой. Энергосберегающие смазки должны обладать антифрикционностью. Масла должны быть устойчивы к химическим, механическим и термическим воздействиям. Соответствие продукта двигателю вашей машины — одно из условий бесперебойной работы механизма.
Моторные смазочные жидкости делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. Синтетические разновидности — самые дорогие, но у них самый маленький коэффициент вязкости. Их можно использовать в морозную погоду в средней полосе России. Минеральные — самые дешевые, но у них большой коэффициент вязкости. В зимнюю стужу они густеют, и мотор становится непригодным для использования, машина портится. Полусинтетические — это что-то среднее между синтетическими и минеральными. Именно их используют большинство автолюбителей в средней полосе России.
Автомасла бывают на минеральной, синтетической и полусинтетической основе и служат для уменьшения коэффициента трения.
Понятно, что синтетические вещества состоят из химических элементов, полученных в специальных химических лабораториях. Именно поэтому в них собраны вещества, наилучшим образом влияющие на работу вашего автомобиля. Более того, они улучшают показатели работы мотора. Они годны к употреблению не только в холодную, но и, наоборот, в слишком жаркую погоду. Они имеют чудесные очищающие и защитные свойства. Преимущества синтетических масел: они более жидкие, поэтому лучше смазывают детали двигателя, при этом достигается уменьшение трения деталей друг о друга и увеличение мощности мотора, а также большая химическая стабильность. Такие масла долго сохраняют свои свойства, а значит, их можно реже менять.
Полусинтетические изготавливают из натуральных минеральных ингредиентов, к которым примешиваются синтетические составляющие. Эти составляющие придают маслу необходимые для эксплуатации свойства, почти такие же, как у синтетических . А стоят эти вещества значительно дешевле за счет минеральной основы.
Минеральные получаются в результате процесса перегонки нефти. Бывают ароматические, нафтеновые и парафиновые минеральные виды. Самые приемлемые для смазки — парафиновые типы. У них самый хороший показатель вязкости и температурного режима. Большое значение имеет содержание серы. Если содержание серы составляет больше 1%, интенсивность износа двигателя будет меньше. Этот тип масла требует довольно частой замены. Для старых автомобилей, особенно отечественного производства, такое масло подходит, поскольку оно более вязкое и не будет подтекать из двигателя. Но в целом показатели у всех минеральных видов хуже, чем у синтетических. Они не могут работать и при высокой температуре окружающей среды — при ней они густеют. Кроме того, они вступают в химическую реакцию с воздухом, в результате чего на двигателе появляются загрязняющие его вещества — шлаки.
На сегодняшнем рынке продается большое количество синтетических разновидностей, которые позиционируются как универсальные. Их можно применять в любую погоду. На их этикетке, содержащей обозначение моторных масел, изображена буква W, рядом с которой стоит цифра — показатель вязкости продукта при различных температурах.
Например:
Для обозначения пределов в области преодоления высоких температур буквы на этикетке не ставятся, только цифра:
Не путайте цифру на этикетке с величиной температуры, которую оно может выдержать. Если масло имеет двойное обозначение, например 5W40, значит, оно хорошо себя покажет при температурах от -30 до +40 градусов. Свойства жидкости испытываются на специальных стендах, позволяющих подтвердить ее износостойкость, антикоррозийность, сопротивление к окислению и прочее. Этикетка на упаковке чаще всего содержит кольцо, внутри которого ставится вышеуказанный показатель температурной вязкости. Сверху на кольце ставится класс жидкости, а снизу — показатель энергосберегающих свойств.
Сейчас существуют две системы обозначений на этикетках: американская и европейская. Американская (API) имеет два показателя: S — для бензиновых двигателей и C (коммерческое) — для дизельных двигателей. Это будет первая буква в обозначении. Затем идут буквы, характеризующие его качество. Например, для бензиновых двигателей SM, SG, SH и прочее. Для дизельных двигателей CH, CG, CI и так далее. Если на этикетке есть маркировка SH/CJ, то это говорит об универсальности продукта: о его пригодности для бензиновых и дизельных двигателей.
Она шире рассказывает о свойствах моторных жидкостей. В ней буква А говорит о пригодности жидкости для бензиновых двигателей, буквы В и Е — для дизельных двигателей, буква С — для универсальных масел. Цифра после буквы говорит о свойствах смазки. Чем больше цифра, тем лучше масло. Через тире указывается год разработки данного типа смазки.
Таким образом, при выборе масла необходимо учитывать тип двигателя, степень его износа, условия эксплуатации автомобиля, совместимость материалов, использованных для производства двигателя, с составом конкретного масла. Из вышесказанного следует, что обозначение моторных масел говорит об области применения и о том, при какой температуре в жару или в холод можно использовать смазочную жидкость.
Жидкость 15W-40 можно использовать вместо 15W-30, но нужно учесть, что в таком случае при высоких температурах масло скорее станет вязким, что приведет к уменьшению его качеств и к более быстрому износу деталей мотора. Если же взять масло с более высоким показателем вязкости, то оно будет более жидким. Это тоже приведет к ускорению износа деталей. Поэтому производитель автомобиля часто указывает на двигателе, какие типы масла к нему подходят. Если вы не выполняете его рекомендаций, то в случае поломки ваш автомобиль могут не принять на гарантийный ремонт.
Смешивать масла не рекомендуется, таким способом вы не достигните улучшения их качества, а, напротив, повредите автомобилю. Надо все время в течение основного периода работы двигателя покупать одно и то же вещество. Сейчас некоторые машины оснащаются газобаллонными системами. Газ гораздо дешевле бензина. К тому же пробег машины до дозаправки может быть, таким образом, увеличен за счет того, что в газе отсутствует жидкость, меняющая свойства. В этом случае ее можно менять реже.
При работе автомобиля в разные этапы его эксплуатации требуется разная смазочная жидкость.
В первый период (обкатки) требуется тот продукт, который залил производитель. Его не следует менять до полного израсходования. Оно не слишком качественное по коэффициенту вязкости. Затем при замене следует взять продукт с высоким коэффициентом вязкости, после чего заливать только его. Когда же срок службы автомобиля подходит к концу. Следует опять перейти на вещества с низким коэффициентом вязкости, чтобы не было протечек. Не экономьте на данных продуктах. Синтетическая разновидность дороже, но именно она больше всего подходит для вашего автомобиля. Покупка эта раз в два года не особенно сильно ударит по вашему бюджету, а двигатель с ней будет работать лучше и дольше вам прослужит.