Сделать работу мотора более надежной, эффективной и продолжительной, наверное, мечта каждого автомобилиста. Антифрикционные присадки в моторное масло — один из самых технологичных и экономных вариантов осуществления этой мечты.
Для защиты мотора автомобиля можно использовать специальные антифрикционные присадки.
Активно использовать современные достижения химии и нанотехнологий в решении проблемы эксплуатационного долголетия помогло осознание того факта, что продолжительность и надежная устойчивость работы любого силового агрегата в значительной степени зависят от качества заливаемого масла. Поэтому внимание к свойствам присадок, повышающих это качество, в последнее время постоянно растет.
Это обстоятельство дает повод познакомиться более детально с разновидностями и свойствами указанных материалов.
Прежде чем рассматривать видовые характеристики добавок к маслу, не будет лишним разобраться в характере происходящих внутри двигателя трений. Специалисты вычленяют три вида.
Первый вид — трение мокрое. Эта разновидность фрикционного взаимодействия деталей и узлов представляется специалистам идеальной для нормальной работы силовой установки. В данном случае между контактирующими поверхностями деталей присутствует разделительная пленка масла.
Благодаря этой прослойке одна трущаяся деталь фактически не касается другой. Однако такое состояние на самом деле является идеальным, а значит практически недостижимо, так как для этого мотор, работая постоянно, в принципе никогда не должен выключаться.
Следующее трение — граничное. Это наиболее распространенный тип трения в двигателях. Особенно часто он наблюдается при езде на транспортном средстве в городе. Именно в таких условиях происходит относительно кратковременное («рваное») движение с восходяще-ниспадающим циклом активации двигателя: «запуск мотора — разгон — торможение — полная остановка».
При таком трении формируется очень тонкая масляная пленка. Ее толщина не может воспрепятствовать периодическому касанию микроскопических элементов рельефа трущихся частей двигателя. В результате происходит постепенный износ моторных компонентов.
Более редкое, чем граничное трение, но самое губительное для агрегата — трение сухое. Такое обязательно происходит с внутренностями двигателя, если количество масла в нем находится на уровне ниже нормы. В случае масляного «голодания» между трущимися деталями практически совсем отсутствует защитная пленка масла, и касающиеся поверхности беспрепятственно наносят друг другу повреждения.
Но и при нормальном уровне масла в двигателе периодически наблюдаются элементы сухого трения. Как правило, это происходит в первые мгновения после запуска двигателя, пока масляные канальцы еще не успели заполниться смазкой, подаваемой маслонасосом.
Считается, что свои полезные смазочные свойства масло демонстрирует после того, как двигатель прогревался в течение 10-15 минут. А самыми разрушительными для силового агрегата являются короткие поездки с частыми изменениями режима работы.
Чаще всего это наблюдается при эксплуатации транспортного средства в городе. В этом случае двигатель почти все время находится в недостаточно прогретом состоянии, что ведет к ухудшению циркуляции масла, а также к попаданию в смазку влаги и части топлива.
Присадки, применяемые в силовых установках авто- и мототехники, в итоге улучшают работу мотора, а именно:
Необходимо отметить, что вышеуказанные выгоды применения антифрикционных присадок особенно важны для автодвигателей с увеличенным пробегом. Здесь непременно следует учитывать то обстоятельство, что при достаточно длительной эксплуатации «движка» возможности масла могут существенно нивелироваться.
Дело в том, что при активном использовании под воздействием повышенных температур и постоянных механических давлений моторное масло постепенно теряет свою номинальную вязкость. Это сразу же негативно сказывается на его защитной и восстановительной функциях.
Антифрикционные присадки (модификаторы трения) предназначены для снижения силы трения между деталями двигателя.
Тем самым они увеличивают его коэффициент полезного действия.
В настоящее время на рынке реализуются десятки разных наименований антифрикционных присадок. Но все они по свойствам и структуре разделяются на такие группы:
Прежде чем начинать использовать реметаллизирующие присадки, необходимо взвесить все достоинства и недостатки данного вещества.
Принцип его действия достаточно прост для понимания. Реметаллизатор представляет собой смесь из нейтрального носителя, который растворяется в масле, и химических соединений мягких металлов. Именно частицы этих металлов, оказавшись в зоне трения, заполняют собой микроскопические неровности, царапины и сколы, образуя на поверхности детали восстанавливающий (плакирующий) слой.
Но так как металлы эти все же мягкие, то слой из них оказывается гораздо менее твердым и износостойким, чем основной металл (сталь, чугун), из которого изготовлена сама деталь. Поэтому, добавив такую присадку в масло, ее придется постоянно применять в дальнейшем. Если допустить хотя бы небольшой перерыв, то защитная оболочка будет быстро «состругана» кольцами со стенок цилиндра, что чревато даже заклиниванием двигателя.
Практически то же происходит и с тефлоносодержащими присадками. Выбирая этот вариант, следует забыть об их кратковременном использовании. Этот препарат, попав один раз в масло, должен в нем присутствовать всегда.
Полимерные присадки можно применять лишь кратковременно, так как она способны засорить маслонасос и каналы в двигателе.
А вот полимерные присадки были разработаны изначально как раз для кратковременного применения. В этом случае они приводят к увеличению мощности двигателя и снижению расхода бензина.
Но при более длительном использовании полимеров расход топлива снова увеличивается. При этом присадочные частицы нередко скапливаются в маслонасосе и каналах, забивая их, со всеми вытекающими из этого неприятными проблемами.
Эпиламный антифрикционный слой образуется на всех трущихся поверхностях за счет химической реакции, происходящей под влиянием высокого контактного давления в месте трения. Полученные таким образом соединения металлов заполняют собой все впадины и прочие дефекты изношенной поверхности.
После воздействия эпиламоподобных присадок обновленная трущаяся поверхность деталей становится гораздо более чистой, твердой и износостойкой, чем она была до момента обработки.
Применение минеральных ремонтно-восстановительных составов (РВС) основано на свойствах входящего в них серпентивита (змеевика). В зоне трения происходит разложение данного минерала на микрочастицы, которые внедряются в сильно разогретый металл. В результате формируется ровная, очень твердая и износостойкая композитная металлокерамическая поверхность.
Недостатком этой присадки является то, что при ее использовании формируемый металлокерамический слой начинает играть роль своеобразной теплоизоляции, которая не дает возможности датчикам адекватно реагировать на температурное состояние двигателя. В таком случае не исключена опасность заклинивания перегретого мотора.
Как видно из приведенных кратких характеристик разных типов антифрикционных присадок, их применение связано с определенными рисками.
Поэтому если автовладелец с помощью таких добавок намерен улучшить работу двигателя своего автомобиля, он должен очень четко осознавать все возможные риски и всегда с большой ответственностью относиться к применению таких средств.